Артём Луньков :: Философия - идеология - миф - политическая партия

 
Философия распадается на ряд частных наук. В.Л. Акулов в свой книге «Основы философии» графически иллюстрирует это так:
Если философия стремится постичь мир как целое, то частные науки изучают какие-то отдельные его части. Одной из такой частных наук является философия политики (или политическая философия), в которой общие философские представления о бытии трансформируются в изучение и осмысление самой политики как целого, её природы, места человека в политике и т.п.
 
В свою очередь из философии политики логически вытекает идеология, представляющая собой, по определению того же Акулова, систему идей, ценностей и ценностных ориентаций, в которой находят своё выражение фундаментальные, стратегические интересы социальных общностей: наций, классов, сословий и т.д.
 
Таким образом, как не трудно заметить, на пути создания некой концепции наблюдается общий тренд от общего к частному. При этом на пути её создания не получится перепрыгнуть сразу несколько этапов, а то и вовсе пропустить «ненужные». Например, попытка создания «голой» идеологии без предварительных теоретических философских изысканий заранее будет обречена на провал, ведь идеология фундирована философией, корнями она уходит именно к философии, т.е. к онтологии, к общим представлениям о бытии. Без философии никакой идеологии не будет. Как это можно проиллюстрировать практически?

 

Для примера возьмем марксизм. Согласно марксизму, двигателем истории является классовая борьба «эксплуататоров» и «эксплуатируемых», их отношение к средствам производства. Но ведь откуда-то эта классовая борьба берётся. А берётся она из философии, из исторического материализма (учения о развитии конкретно человеческого общества), а он, в свою очередь, логически вытекает из диалектического материализма (учения о законах развития «вообще», о развитии человека, природы и общества). Таким образом, ошибка в онтологии неизбежно экстраполируется на все последующие концептуальные уровни. Поэтому значение философии нельзя недооценивать.
 
Итак, допустим, некая концепция всё же создана. Следующей задачей для политического субъекта – создателя этой концепции становится ее трансляция и внушение массам, ведь, как известно, идея становится материальной силой только тогда, когда она овладевает массами. Как внедрить концепцию в массы? Как это сделать, если массы умных книжек не читают и даже слова-то такого «онтология» (или, как вариант, «диалектический материализм») не слышали? А если они умных книжек не читают, то как же они смогут понять то, что будут пытаться им доносить идеологи?
 
Массам, в силу их необразованности, невозможно объяснить рационально, почему, например, надо обязательно национализировать средства производства или избавляться от паразитов, массы просто этого не в силах понять. Для решения подобной проблемы создается миф, который очень упрощённо интерпретирует концепцию, делает её понятной массам и облегчает её внедрение. Он может опираться на реальные факты, а может и просто «браться с потолка».
 
К таким мифам можно отнести, например, мифы расы (так, Х.С. Чемберлен в своем труде «Основы XIX века», соединил антисемитизм и расовый мистицизм Вагнера, Гобино в философски окрашенную историю Западной Европы, которая, согласно ему, представляла собой непрерывную расовую борьбу «арийцев» с «неполноценными») или христианские мифы (так, мало кто знает, что в христианстве изначально не было ни ада, ни рая, т.е. не было мест, куда определяют грешников или праведников). Для облегчения внедрения концепции в массы, подобные мифы должны быть обширно представлены в СМИ, искусстве, в литературе, в кинематографе и т.п.
 
Однако создания одних мифов недостаточно. Для внедрения концепции помимо мифов нужно еще и создание политической программы, а также преобразование основных постулатов концепции в понятные массам лозунги. При этом надо понимать, что концепция и политическая программа – это разные вещи. Программа - это лишь отражение концепции, но не сама концепция. Если концепция отвечает на вопрос «почему?», то программа отвечает на вопрос «что делать?», а массы всегда интересует именно последний вопрос, а идеология и философия их никак не волнует.
 
Идеология и философия – это занятие активного и деятельного меньшинства, в то время как большинству всегда хотелось и хочется только хлеба и зрелищ в обмен на «что для этого надо сделать». Что касается лозунгов, то в них должна быть отражена квинтэссенция концепции, как, например, в свое время это сделал Ленин, отразив сущность марксизма в лозунгах «Мир народам! Фабрики рабочим! Земля крестьянам! Вся власть Советам!».
 
Итак, резюмируем. Если некий политический субъект хочет прийти к власти и желает, что бы некая концепция о «правильном» с его точки зрения обустройстве государства и общества прочно овладела умами масс, то ему, прежде всего, придется серьезно проработать философские аспекты человеческого бытия, дабы затем преобразовать их в идеологию; создать качественные политические мифы; разработать программу и лозунги. Ну и, само собой, создать политическую партию.
 

(ɔ) Артём Луньков, 20 мая 2012 года;
arteom-rikov.livejournal.com
 
 

 

 
 
     
 
    Яндекс.Метрика